Дождливый августовский вечер. Середина недели. Как всегда серые лица прохожих, пробки на дорогах, будничная суета… А где-то в клубах скоро заиграет модный r’n’b, красивая молодёжь будет штурмовать бары и соревноваться между собой в своей состоятельности. И какая разница, что сегодня среда, а не суббота! Это не мешает шикарным автомобилям припарковаться возле модных заведений города. В «Кадиллаке» сегодня ночью тоже будет горячо. Когда-то я оказалась там впервые. За вертушками тогда стоял неподражаемый DJ Lexx, танцпол взрывался. А теперь он сидит передо мной, открытый, талантливый молодой человек, который всего добивался своим трудом. Он не пытается казаться лучше, чем он есть, он предан своему делу, он верен своим принципам. В глазах – глубина и доброта. В общении – простота и непосредственность. А ведь в клубном бизнесе так просто променять эти качества на меркантильность. Итак, представляю вам героя моего интервью – Лёша Lexx, специально для RnB-Music.Ru
- Ты недавно вернулся с Каzантипа. Расскажи, как провёл время. - Я пробыл там 17 дней, играл каждую ночь по 4-5 часов. Сам Каzантип мне не понравился, очень много наркоманов среди публики. Но, безусловно, остался в восторге от моря, от погоды. Кристальная вода, медузы, дельфины – ради этого стоило там побывать! - Удалось, значит, в какой-то степени и отдохнуть... - Если бы не сам фестиваль, то можно было бы сказать - да. Поезд наш прибыл туда в 10 утра, и первые 40-50 минут я только купался! И мне было абсолютно всё равно, захлебнусь я или нет! В Крыму я первый раз, поэтому мне всё было в новинку. - Насколько мне известно, Каzантип – это далеко не первый твой опыт игры на больших рейвах. Ты принимал участие на Вспышке, ещё где? - На Дне молодёжи, на различных московских фестивалях... - В клубах играть приятнее? - В каких-то случаях, может быть, и нет. В клубах достаточно однообразно, публика не меняется. А если ты приезжаешь в какое-то новое место и там хорошие люди, то всё прекрасно. Всегда приятно увидеть что-то новое. Тот же Каzантип: хотя мне сам фестиваль не понравился, но море, песок – это было для меня необычным. - Сейчас ты востребованный диджей. Как так сложилось, что ты связал свою жизнь с музыкой? Наверное, стандартно, нужно искать причину в детстве… :) - Да, я решил связать жизнь с музыкой очень давно. Мне было 10 лет, когда я начал слушать хип-хоп. Постоянно посещал соответствующие фестивали. И моё внимание всегда привлекали диджеи, которые стояли за исполнителями, читающими рэп. Мне нравилось за ними наблюдать. Смотрел я на всё это, и решил сам попробовать. Сначала, конечно, ничего не получилось. И только 3,5 года назад я начал заниматься этим профессионально. - В твоей жизни был человек, который тебя направлял в диджеинге? - Нет. Учился я самостоятельно. На последние копейки покупал пластинки и тренировался в клубе «Пятница» почти каждый день. - Сразу начал с r’n’b? - Да. Я вырос на хип-хопе. Вся моя жизнь – это r’n’b и хоп-хоп. - Значит, уже в школе расхаживал в широких штанах? :) - Да-да! Мало того, уже в пятом классе я проколол себе оба уха и вставил камушки. Люди вокруг смотрели на меня с изумлением. А толчком к такому поступку для меня стал какой-то видеоклип, в котором исполнители выглядели именно так. - В то время что являлось для тебя источником информации о хип-хопе – телевидение, в частности, спутниковые музыкальные каналы? - В какой-то степени – да. Но основным источником были мои друзья-рэпперы, которые жили со мной по соседству на одной лестничной площадке. Они много где побывали, в том числе и в Нью-Йорке. Оттуда они привезли много полезной информации – музыки, видеозаписей со скрейч-батлов... В свои 14-15 лет я видел очень много того, что было недоступно всем остальным. - А ты сам не был в Нью-Йорке? - Нет. Я ненавижу самолёты. Самый мой далёкий полёт был – в Тольятти. Дальше я не хочу никуда лететь. Это для меня большой крест. - Но ведь где-то в глубине души, наверняка, есть желание побывать на родине хип-хопа? - Желание есть. Но нет такой цели. Конечно, Нью-Йорк есть Нью-Йорк. Но мы живём в России, и нужно здесь что-то строить, учить людей правильному понимаю этой культуры. Ведь в нашей стране очень плохо задали направление r’n’b. - Акценты сделаны не на музыке, а скорей на внешнем эффекте, и люди не понимают суть направления r’n’b – это ты имеешь в виду? - Люди знать не знают, что такое r’n’b. А когда пытаешься преподнести им что-то новое, какие-то совсем свежие, качественные треки – они их не воспринимают. Народ застыл в том времени, когда появились Beyonce, Black Eyed Peas, Jay-Z. - Попса сидит плотно в головах обывателей… - Да, очень плотно. У нас люди идут на house-танцпол, а через полчаса уже на r’n’b. Они не понимают, что это за стиль. А, послушав парочку соответствующих треков, считают себя крутыми арэнбишниками. Я убеждён, что это очень неправильно. Меня вырастил хип-хоп, я вышел из жёсткого андеграунда, поэтому сейчас мне порой неприятно играть для некоторой публики. - Как раз хотела задать тебе вопрос о твоём отношении к твоей аудитории! Но всё-таки получается оно не однозначно, так как не везде публика одинакова? - Совершенно верно. Самая нормальная публика в Петербурге в клубе Rossi’s. Cadillac испортил фэйс-контроль. Человек, стоящий там, пускает своих друзей и, таким образом, формируется тусовка, совсем не относящаяся к r’n’b. Эти люди стоят где-то в углу, и им этот хиц-хоп сдался вообще! В то время как нормальная молодёжь, понимающая стиль, не может попасть в клуб. 2 года назад я был резидентом «Революции». Там я делал исключительно свою тусовку. Было клёво! Та публика прекрасно знала, что такое r’n’b и хип-хоп. Выступало много танцоров, работающих именно в этом направлении. Сейчас молодёжь далека от настоящего понимания стиля. Мажорам до музыки вообще никакого дела нет. Но по большому счёту, публика абсолютно спонтанная везде, можно ожидать чего угодно. - Разве народ не кочует из одного клуба в другой, только что открывшийся? - Это не совсем так. Кочует публика только потому, что в разные дни в одном и том же клубе вечеринки могут делать разные промоутеры. - Ты ходишь на r’n’b-вечеринки, как посетитель, в свободное время? - Да, я с удовольствием хожу во многие заведения, где играют r’n’b. Я не считаю другие клубы своими конкурентами. Да, я горжусь, что на данный момент являюсь резидентом «Кадиллака», но я никогда не откажусь сходить в другой клуб, поиграть где-то ещё. И никогда не буду косо смотреть на других диджеев, считать их своими соперниками. Есть, конечно, некоторые личности, которых и диджеями назвать сложно. Они вылезли просто из ниоткуда и задают совершенно не то направление стилю. - А что в таком случае ты вкладываешь в понятие «хороший диджей»? - Хороший диджей должен чувствовать музыку, уметь задать настроение толпе, знать свой материал от и до. Он должен понимать, что преподать, чтобы разогреть народ. Если танцпол пустой, он должен уметь его заполнить. Конечно, проще поставить хит за хитом – в таком случае ты будешь востребован. Но, по моему мнению, это неверный подход. - Кто из твоих коллег, на твой взгляд, соответствует такой характеристике? - Dj Keet. Он играет очень качественно и красиво. - Представь ситуацию: нет ни вертушек, ни дисков – ничего, что сегодня является неотъемлемой частью диджеинга. Если перенести всех нынешних крутых диджеев на много лет назад, когда музыку играли с аудиокассет, смогут они завести толпу и создать настроение? - Это можно сделать, совершенно определённо! Конечно, нужно отдавать себе отчёт, что если перенестись с сегодняшней музыкой в то время – это, конечно, будет какой-то нонсенс. Но энергетику можно передать, абсолютно точно! - Ты, как диджей, имеешь в запасе особые приёмы, фишки, которые отличают именно тебя? - Каждый диджей имеет свои фишки, свои секреты. Могу сказать, что у меня особых секретов нет. Главный залог моего успеха – это постоянно учиться, развиваться, быть в поиске. Когда приезжает из заграницы какой-то новый для меня диджей, я внимательно наблюдаю за ним и не беру что-то с него, а просто вывожу какие-то моменты для себя, которые могут разнообразить и мою игру тоже. Ещё мне кажется, что лучше по жизни делать что-то одно, но качественно. Если это диджеинг, то это должен быть только диджеинг, причём в одном направлении. - То есть хороший r’n’b-диджей не сможет быть таким же грамотным в другом стиле музыки? -Не сможет потому, что уследить за музыкой крайне сложно. Я за одним только r’n’b не успеваю следить. В неделю качаю где-то по 300 треков. Просто невозможно донести до людей новинки в том темпе, в каком хотелось бы. Да и публика всё равно не принимает новое. Поэтому приходится возвращаться к старому. - Люди с трудом воспринимают не только новое. Взять, к примеру, тот же soul, который вообще практически отсутствует в нашей стране, и который остался непонятым большей частью российской аудитории. Какую роль эта музыка играла в твоей жизни? - Soul был в моей жизни, но мне практически не приходилось его играть. Очень люблю funk, funky-soul. Несколько лет я отдал тренировкам по брейк-дансу, и эта музыка сопровождала меня. Хотя иногда в своих сетах между хитами я даю понять аудитории, что это за направления. - Каково твоё истинное отношение к той музыке, которую ты играешь постоянно в клубах на r’n’b-вечеринках? - Если честно, большой процент того, что приходится играть, я терпеть не могу. Потому что это попса, а вырос я далеко не на ней. В машине, например, я с удовольствием слушаю фанк и жёсткий андеграундный рэп. R’n’B не люблю слушать, потому что он сопровождает меня постоянно в клубах. Дома вообще я не слушаю свои пластинки, они очень быстро надоедают. Многие мне удивляются: «Lexx, ты же взрослый парень, а играешь такие сопли для девочек!» Но это стиль! Мне нравится играть такую музыку. А слушаю я совершенно другую. Если бы я играл только то, что мне нравится, то я, вряд ли сидел бы сейчас здесь… - … и выпускал свои миксы! :) «R’n’B Mix Vol.1», «R’n’B Mix Vol.2», «United Colours»… Что-то упустила? - Их всего 7. Ещё «The Best Of RnB Series», «Антидепрессант» от Кадиллака, а остальные я уже и не вспомню, поскольку всё спонтанно происходит – мне звонят и говорят: «Лекс, надо срочно записать микс, вот тебе пару дней». В такой момент просто рвёшь волосы себе на голове, садишься и начинаешь колдовать над этим миксом. Честно говоря, когда ставят чёткие рамки и заставляют уложиться в короткие сроки, микс выходит не очень хороший. Просто не успеваешь подобрать материал и сориентироваться, что преподать аудитории. А когда начинаешь работать по собственному желанию и хочешь излить в этом миксе свою душу, тогда всё великолепно получается. - Какой же микс, выпущенный тобой, получился наиболее ярким и успешным в плане продаж? - «The Best Of RnB Series» 2005 года. Он, насколько мне известно, побил все рекорды продаж r’n’b-миксов того года. Я сам был шокирован и до сих пор не до конца уверен в достоверности этого факта, но такая информация поступила от студии KDK, которая выпускала диск. - Недавно смотрела видеозапись сета нью-йорского диджея Эйса: у него сломались вертушки, и ему пришлось перейти играть на диски. Наверняка, знакомая ситуация! Как ты выкручиваешься, если происходят неполадки с техникой? - О, было такое много раз – на Каzантипе, здесь в «Кадиллаке»… Ломались вертушки. А однажды пьяный парень сломал наконечник для иголки, в моём распоряжении остались только диски. Приходилось выходить из ситуации. Старался держать тот темп, который задавал изначально. Вот поэтому я всегда беру очень много дисков на всякий случай и, безусловно, целую сумку пластинок. - А волнуешься перед сетом или это уже давно в прошлом? - Волнение есть только в новых незнакомых мне местах, поскольку сразу непонятно, чего хочет публика. В тех заведениях, где играю постоянно, я прекрасно понимаю, что нужно поставить, чтобы народ затанцевал. - А на больших рейвах перед огромной толпой какие ощущения? - Да, там действительно волнуешься… Несколько тысяч людей стоят и смотрят на тебя, и ты должен задать им настроение. Но когда поиграешь минут 15 и понимаешь, что народ позитивный, то всё идёт замечательно. И самое главное на таких мероприятиях – это обмен энергетикой с толпой. Ты отдаёшь им всего себя, и они заряжают тебя своей энергией. После сета на таких фестивалях я вылезаю весь мокрый, так как выкладываюсь по полной программе. - Диджеинг для тебя уже профессия или что-то другое? - Это стимул жизни! Я себя не представляю без диджеинга и горжусь тем, что научился этому самостоятельно. Единственная проблема диджея – это то, что огромное количество людей постоянно подходит и просит записать тот или иной микс. С другой стороны – это клёво! Мне нравится такой ритм! Пока молодой, нужно это прочувствовать. - А институт был в твоей жизни? Наверняка, и это тоже пришлось прочувствовать! :) - О, да, защитил диплом. Но я не выношу эту информацию за рамки моей семьи. Никто, кроме моей мамы, не знает, где я учился. - Тогда, может, ещё отмотаем время назад и вспомним детство? Какое оно было у тебя, можешь поделиться? - У меня было трудное детство и юность. В 99 году умер отец, и после этого я стал жить сам по себе. Да, я жил со своей семьёй, но всё старался делать отдельно - зарабатывать деньги, обеспечивать себя. Диджеинг мне очень многое дал. Я купил себе машину, компьютер, военный билет, который мне стоил больших трудов. Я рвал себя на части, чтобы остаться в этом городе и продолжать радовать людей своими сетами, воспитывать их вкус. - Ты знаешь, как правило, именно те, кто проходит через трудности и несчастья, становятся содержательными людьми, один из которых сейчас сидит передо мной… - Да… Потеря отца дала толчок к самостоятельности, к желанию всё делать самому, не держаться за кого-то, не быть под кем-то, а быть самому по себе. В тот момент я понял, что в жизни нельзя ни на кого рассчитывать, можно положиться только на родителей. Ведь вокруг люди пытаются обмануть ради собственной выгоды. По жизни я очень часто с этим сталкивался. Но я учился зарабатывать деньги самостоятельно и сейчас очень рад, что у меня всё получается. Я стараюсь вкладывать всё в диджеинг для дальнейшего карьерного роста. - Ты научился всему сам. Но можно ли освоить профессию диджея где-то, и что для этого необходимо? - Можно, конечно. Только не каждому человеку это дано. Здесь важно чувство музыки, ритма. Диджеинг – это большой труд. Я уже играю несколько лет и до сих пор не могу сказать, что прочувствовал музыку до конца. Я постоянно узнаю что-то новое о стиле, о музыке в целом. И свои знания пытаюсь донести до аудитории. - Твоё врождённое чувство ритма тебе в помощь. Ты танцуешь брейк-данс. Давай остановимся на этом поподробнее? - Свою танцевальную карьеру я начал давно, где-то в 98 году: совершенно случайно зашёл к друзьям на тренировку по брейку и был просто ошарашен! - Не Da Boogie Crew случайно имеешь в виду? :) - И с ними я тоже тусовался, но когда был в Москве. К тому же моя сестра в то время встречалась с парнем, который танцевал брейк-данс. В общем, я присоединился к ребятам, стал учиться. Потом сломал себе руку, и мне пришлось остановить занятия. Тогда я увлёкся каратэ, получил коричневый пояс. Всё моё тело было разбито. В тот момент я понял, что хочу заняться чем-то другим, и продолжил тренировки по брейк-дансу. Вот уже 4 года танцую профессионально. Вписываюсь на всевозможные соревнования. Там же играю, но уже фанк. Обожаю фанк! Брейк-данс дал мне эту музыку! А танцы, в свою очередь, дали мне серьёзный толчок к диджеингу. - Сейчас ты тренируешься в команде или один? - Тренируюсь сам. Никогда ни под кем не стоял. Я не учусь от кого-то, а пытаюсь быть в своём стиле. - И у тебя получается не жалеть себя и контролировать себя самостоятельно? - Да, получается. Я на брейк-дансе переломал руки-ноги по многу раз. И это совершенно нормальное явление. Вот, две недели назад сломал себе колено. А друзья на тренировке помогли, как-то поставили его на место. Потом мне наложили гипс, но я очень быстро его снял и через четыре дня опять пошёл на тренировку. Я не жалею себя совершенно, потому что хочу добиться результата. Я вообще сторонник здорового образа жизни. Только спорт, никаких сигарет и выпивки! Мне всегда приятно прийти на тренировку, послушать хорошую музыку, размять своё тело. Вот это клёво, нежели сидеть во дворе с парнями и пить пиво. Мне это не интересно. - Лёша, Респект! Но я знаю, что ты танцевал и в коллективе. В команде тренироваться сложнее? - Сложнее. С командой, в которой танцевал не так давно, мы разошлись. Это были люди, которые не имеют своего мнения и прогибаются под модой. Мыслят так: «модно в этом году носить розовое – я буду носить розовое, модно носить рваные штаны – буду носить рваные штаны». Нет у людей своего стиля. Мне лично особо нет дела до моды. Если мне говорят о том, что я какой-то не стильный – это для меня даже комплемент! В плане одежды, я могу запросто одеть кроссовки, спортивки, кенгуруху и пойти на тренировку, или гулять на Невский, или на встречу с девушкой. Я не буду пытаться быть тем, кем я не являюсь. А тот коллектив – это попса, которая засасывает. Сейчас мы не работаем вместе. - В чём же проявлялась их «попсовость» в танцах? - Ударились в какие-то синхроны, в то, что сегодня модно – всяческие r’n’b-связки. Мне это не по душе. Я сторонник андеграунда, я вырос на этом. На вечеринках без проблем могу отыграть лёгенький попсовый сет для девчонок, но по жизни я андеграундщик ещё тот! - Ты танцор, диджей, а написания музыки никогда не касался? - Да, я этим занимался, но это было очень давно. Помню, ещё Икамби Гуа-Гуа просили меня сделать для них минус. Я считаю, что не прочувствовал эту музыку настолько, чтобы заниматься сочинительством. Конечно, я могу написать трек, но не буду уверен в том, что он понравится людям. Нужно чувствовать стиль на 100 процентов, как, например, Скотт Сторч из США. Он пишет музыку всем! У него просто шикарные треки. А ориентируюсь я именно на таких людей. - Ну, и напоследок, что бы ты от себя посоветовал нынешней аудитории r’n’b? - Что не говори, люди всё равно будут сидеть в MTV-формате. Но, тем не менее, советую позитивно относиться к новой музыке. А то у нас в России так: выходит трек, и его будут мусолить лет 10, потом на смену ему придёт другой. Сейчас приходится играть треки 2003 года, и при этом люди принимают их на ура! А ведь новой интересной музыки очень много. Просто её нужно захотеть услышать.